Одна из главных улиц Варшавы превратилась в арт-пространство граффитистов – на Маршалковской не найти ни одного чистого фасада. Городские власти и жители ищут способы борьбы с проблемой, но вандалов не пугают ни камеры, ни полиция. Журналистка Wyborcza Warszawa попыталась разобраться в проблеме.
«В четверг, 8 августа, я решила это проверить. Прошлась по ul. Marszałkowskiej в общей сложности 1,5 километра — от pl. Unii Lubelskiej до ul. Hoża», — пишет журналистка.
На этом маршруте я насчитала 29 исторических камениц, и действительно — ни одна из них не была полностью чистой. Большинство фасадов на уровне первого этажа были настолько густо исписаны, что новые надписи накладывались на старые. Количество «почти чистых» зданий можно пересчитать по пальцам одной руки. Лучшие примеры — две каменицы на pl. Zbawiciela и две на pl. Konstytucji, хотя и здесь были граффити на газовых коробках, цветочных горшках, мусорных баках и фонарных столбах. И ситуация постоянно меняется — новые каракули могут появиться в любой момент.
«Это выглядит ужасно. Плохо. Но с этим ничего не поделаешь. Это борьба с ветряными мельницами», — вздыхает хозяйка одного из магазинов. Она ведет меня к зданию и показывает, где лично чистила стены после вандалов, используя щетку и воду с порошком. «Но, пожалуйста, не пишите об этом, потому что мне тоже придется заплатить штраф за работу без согласия консерватора», — просит она. Когда она чистила стены, то еще не знала, что здание является историческим.
От других собеседников я слышал, что свежеотремонтированные стены особенно притягивают вандалов. Когда «рисовать негде», ситуация стабилизируется. «Соседи наняли профессиональную клининговую компанию, потратили кучу денег, а на следующий день граффити появилось снова», — рассказывает один из собеседников.
Надписи на зданиях обычно непонятны. Они могут быть размером с ладонь или огромными — с человеческий рост и даже больше. Единственные слова, которые мне удалось расшифровать, повторяются в разных местах: «смысл», «эго» и «скука».
Из десятка людей, с которыми я разговаривала, только один попытался оправдать вандалов. «Людям необходимо самовыражаться и выпускать эмоции. Когда их что-то тяготит, они видят пустое пространство, и оно будто притягивает…», — объясняет пожилой продавец. Однако его клиента это не убедило. «Было бы это хотя бы красиво!», — вздыхает он.
Фасады зданий на улице Маршалковской больше всего страдают там, где нет камер. Те, что покрыты гранитом и находятся под наблюдением, выглядят лучше. Проблема в том, что для установки камеры тоже нужно согласие Столичного управления реставрации памятников, а оно не всегда его дает.
Самое удручающее зрелище я увидела перед магазином одежды, который находится в пассаже здания «Galeria MDM» по адресу ul. Marszałkowskiej 34/50. Все стены, включая вывески магазина, были исписаны до такой степени, что здание выглядело заброшенным.
«Недавно к нам пришел пожилой мужчина, который строил это здание. Ему было очень жаль. Многие, не только клиенты, интересуются, почему здесь столько граффити. А раньше это было престижное место!» — вздыхают владельцы магазина. Они добавляют, что работают здесь уже 45 лет, их покупателями обычно являются пожилые люди, для которых это альтернатива торговым центрам. Несколько лет назад была установлена камера, и тогда было лучше, но вандалы ее сломали.
Владельцы «Galeria MDM» завидуют фасаду здания на другой стороне улицы Маршалковской (где находятся кафе «Warmut» и «W Orbitu Młodych»), который регулярно очищают от надписей. Как выяснилось после обращения в Управление недвижимости, колоннада и галерея того здания принадлежат городу, а здание с магазином одежды — жилищному кооперативу, который несет ответственность за состояние фасада. Сообщество же не чистит фасады, потому что это дорого. Здание очистили, но только в той части, которая выходит на площадь Конституции, потому что здесь снимали фильм «Wielka Warszawska».
«Решат ли камеры проблему?» — уточняет у члена правления одного из близлежащих сообществ журналистка. «Не думаю. В многоквартирном доме на площади Конституции разбили стеклянную дверь, несмотря на камеру. Есть запись, как кто-то в капюшоне разбивает окно, и это всё».
Я видел, как они это делали много раз. Парни 15-16 лет, наглые. Они меня оскорбили, когда я сделал им замечание», — говорит продавец магазина Żabka. По его наблюдениям, на протяжении последних двух лет ситуация только ухудшается «с каждым днем».
«Мне кажется, у подростков сейчас слишком много свободного времени. За последние десять лет ситуация только ухудшилась. Туристы, которых я вожу по городу, особенно из западных стран, всегда отмечают, что Польша выглядит чище по сравнению с их странами. Но ситуация меняется. С юридической точки зрения, такое граффити считается порчей имущества, и если преступник будет пойман, суд может обязать его возместить ущерб», — замечает Томаш Будниковский, юрист и гид по Варшаве. По его словам, такие случаи действительно доходят до суда.
Граффити сопровождают меня на протяжении всего пути, за редким исключением. Например, магазин «Carrefour Express» на углу pl. Konstytucji. Его гранитный фасад почти чистый, если не считать нескольких старых пятен на левой стороне стены. Владелец магазина объясняет, что это старые надписи, оставшиеся ещё до открытия магазина и глубоко выгравированные на фасаде.
Свежую краску легче всего смыть, говорит он, демонстрируя процесс с помощью средства против граффити. Мужчина позволяет заснять, как он очищает стену. Для этого он использует одноразовые перчатки, так как препарат очень токсичен, и губку, которую нужно выбросить после.
Территория перед магазином контролируется камерой, но это не останавливает вандалов. Они действуют ночью, минимум раз в несколько недель.
«Я каждый день проверяю, не натворили ли они чего-нибудь. Самое страшное, когда они видят, что место закрыто, тогда они сразу атакуют, как это случилось у соседки. Она наняла профессионалов для очистки фасада и заплатила за это 2000 злотых, но вскоре всё повторилось», — рассказывает он. Затем показывает фасад соседней каменицы на ul. Pięknej, где сразу после снятия лесов для ремонта появились огромные буквы «R» и «G» между окнами — вероятно, чьи-то инициалы.
«Есть люди, которые просто не уважают ни других, ни чужое имущество. Одного из таких мы поймали с поличным, вызвали полицию, и его забрали, это был подросток. Но я не знаю, чем всё закончилось. Это настоящая чума», — заключает он.
Завершаю своё путешествие чашкой чая в кафе «Vincent» на углу улиц ul. Marszałkowskiej и Hożej. Вход украшен воздушными шарами — это первый день работы заведения. На тщательно отполированных стеклянных витринах я замечаю два рисунка, оставшихся от предыдущего арендатора книжного магазина. Их невозможно было очистить.
140 тысяч злотых в год на уборку центра города
Бартош Скорупа из ZGN Śródmieście сообщил, что город занимается удалением граффити с фасадов только тех зданий, которые полностью принадлежат городу. На моём маршруте это касается лишь здания на ul. Marszałkowskiej 2 (где находится аптека на первом этаже, фасад почти чист), а также террас и колонн зданий на ul. Marszałkowskiej 45/49 (там расположены кафе «Warmut» и «W Orbit Solar») и pl. Zbawiciela 4 (там находятся банк и студия йоги, фасады которых тоже относительно чистые).
Скорупа поясняет, что в случаях, когда город является только одним из собственников помещения, они пытаются убедить остальных жильцов и руководство домов регулярно очищать фасады, но это дорогостоящая услуга, и большинство жителей домов не решаются на такие расходы. И у них нет такой обязанности.
В 2023 году ZGN Śródmieście потратило почти 140 тысяч злотых на уборку зданий, принадлежащих городу. Можно покрыть фасад специальной защитной краской, которая проникает в структуру штукатурки и помогает в борьбе с граффити, но это тоже не простое решение. Такая краска изменяет цвет фасада, поэтому её нужно наносить на всё здание. Из экономических соображений обычно убирают только те участки, которые испачканы. А затем снова очищают, когда граффити появляются вновь.
Реставратор развеял мои сомнения относительно того, можно ли самостоятельно очистить историческое здание от граффити, не обращаясь к специалистам. Нельзя.
«В случае исторических зданий необходимо сначала получить инструкции по консервации, затем подготовить план и, в зависимости от уровня защиты объекта, можно попробовать получить соответствующее разрешение от реставратора Мазовецкого воеводства», — пояснил он.
Город предоставляет субсидии на удаление граффити с исторических фасадов, в двух вариантах: до и после проведения работ (субсидия на плановые работы и возмещение расходов). Однако для получения субсидии нужно пройти сложную процедуру: представить программу работ, получить разрешение органов охраны памятников, составить смету и подать заявку в установленные сроки (с 1 по 31 октября — для работ, запланированных на следующий год, или с 1 по 30 апреля для работ, выполненных в предыдущем году). В случае систематического удаления граффити можно подать одну заявку на возмещение расходов, понесённых в течение года.
Препараты против граффити допустимы для очистки фасадов, но они должны быть максимально малоинвазивными, чтобы не изменить цветовую структуру основания, а также проверены испытаниями с использованием различных средств. И снова — о такой чистке и анализах нужно сообщить реставратору.
В Варшаве есть места, где можно рисовать легально
Журналистка поинтересовалась у пресс-секретаря Мазвовецкого управление реставрации памятников, сколько ежегодно поступает заявок от управляющих зданиями на очистку фасадов, и сколько времени занимает выдача разрешений. Но к моменту публикации ответа не было.
На похожий вопрос ответило Варшавское управление консервации памятников, в официальном письме сказано: «Масштаб проблемы граффити в Варшаве огромен. Надписи появляются не только на недавно отреставрированных исторических зданиях, реконструкция которых субсидировалась городом, но и практически на каждом объекте недвижимости».
Ответом на эту проблему должна стать городская кампания, стартовавшая в 2023 году, в рамках которой Столичное управление реставрации памятников планирует действовать комплексно. Помимо субсидий на очистку фасадов, проводится мониторинг сообщений жителей об актах вандализма через систему 19115 с последующей передачей их в полицию. Также планируются просветительские мероприятия в школах, сотрудничество с НКО и сообществами граффитистов.
С 12 по 15 июля 2024 года в закрытом туннеле на ul.Złota прошёл джемсейшн граффитистов под лозунгом #startartWWA. Мероприятие открыло второй выпуск кампании #stopbazgrołom, предоставив легальное место для рисования. На стенах выхода из тоннеля появились граффити и надписи на тему городских джунглей, сообщает BSKZ.
Кроме того, для желающих рисовать легально была создана карта мест, где это разрешено: городские территории, такие как стены павильонов, гаражей, подземных переходов или опоры виадуков. Карту разработали Управление архитектуры и территориального планирования в сотрудничестве с Управлением геодезии и кадастра, местными НКО и ZGN.
Столичное управление реставрации памятников совместно с городскими юристами работает над изменением правил предоставления субсидий на удаление граффити, чтобы с января 2025 года собственники могли подавать заявки в любое время года, а не только в октябре и апреле. Это должно помочь быстрее устранять незаконные надписи на памятниках.