Художник Здзислав Бексиньский заботился о своей безопасности: он установил бронированную дверь, камеру и не впускал посторонних. Несмотря на это, он погиб в своей квартире… Убийце он открыл в одной футболке и шортах. Он знал его, доверял ему. Жизнь художника оценили в три тысячи злотых — именно на такую сумму были украдены вещи из его квартиры.
Кроме картин, Бексиньский был известен своими фотографиями, которые также представлены в этой публикации.
Некоторые были убеждены, что над семьёй Бексиньских висело проклятие смерти. Сначала умерла тёща и мать Здзислава Бексиньского, позже, из-за аневризмы аорты, умерла его жена, а затем художник был вынужден проститься с сыном, который покончил с собой. Томаш Бексиньский, музыкальный журналист, запланировал свою смерть в эфире радио, на котором работал. Для него призраки, духи, вампиры и другие мрачные истории были обыденностью.
Смерть от 17 ножевых ударов
В конечном итоге «проклятие» коснулось и самого Здзислава Бексиньского. Вечером 21 февраля 2005 года друг художника Кшиштоф забеспокоился, что он не отвечает на телефон, поскольку Бексиньский всегда оставлял сообщение. Вместе с шурином он поехал в его квартиру, где сделал жуткое открытие.
В квартире на варшавском Урсынове Кшиштоф нашёл тело художника на балконе. С самого начала полиция подозревала, что преступление совершил кто-то из его близкого окружения. В 2001 году Здзислав Бексиньский уже жил один. Он старался заботиться о безопасности, однако это не помогло ему избежать трагедии. Своему убийце он открыл в одной футболке и шортах, то есть знал его и доверял.
Подозрения полиции оказались верными. Убийцей был Роберт, несовершеннолетний сын Кшиштофа. Художник хорошо знал молодого человека. Оказалось, что он пришёл в квартиру Здзислава Бексиньского, чтобы попросить у него десять тысяч злотых. Тот ему отказал и, рассерженный, позвонил отцу Роберта. Он не ожидал, что этот отказ окажется для него роковым. Разъярённый юноша напал на Бексиньского.
«Я считаю, что этот парень рос в атмосфере, где постоянно говорилось: “Мы тут горбатимся, а он дома рисует картины на какой-то фанере”. Парень бывал в доме Здзислава, когда его мать там убиралась. Он всё это наблюдал и хорошо знал художника. Помню, что Бексиньские, когда этот парень был ещё ребёнком, отвезли в Воломин подарки для его семьи. Но это была преднамеренная подготовка — он принёс с собой нож и взял младшего кузена», — говорил Гжегож Гайевский, друг семьи Бексиньских.
Преступник и его кузен пытались скрыть следы своего поступка, но их поймали на следующий день после убийства. Роберт был приговорён к 25 годам тюрьмы, его подельник получил 5 лет.
«Может быть, всё-таки удастся сегодня закончить картину…»
Вокруг Здзислава Бексиньского возникло множество легенд. Большая популярность художника не облегчала ему приобретение симпатий других людей. Гжегож Гайевский развеял слухи, не соответствующие действительности:
«Он был противоположностью того, что говорили о нём люди, которые его не знали. Говорили, что его жизнь такая же мрачная, как и его картины. Возможно, художник выплёскивал свою подсознательность на холст. В повседневной жизни он был очень добрым, умным человеком, обладающим самоиронией. С ним хотелось общаться и находиться рядом».
«Вчера Нычек задал мне по-журналистски вопрос, зачем я продолжаю рисовать, и я не смог ответить ему иначе, чем затем, что что-то нужно делать, ведь бездействие переносится хуже, чем любое действие», — писал он в своём дневнике 20 февраля 2005 года. «Чувствую себя так, что лучше бы снова лечь в постель… Может быть, всё-таки удастся сегодня закончить картину», — записал он незадолго до смерти, 21 февраля 2005 года.