Жительница Варшавы обратилась к услугам частного гинекологического кабинета, сдала основные анализы, а затем попросила рецепт на гормональный контрацептив – доктор отказалась его выписывать со словами “У Иисуса на вас другой план”.
Пациентка рассказала, что не стала вдаваться в дискуссию с врачом, поскольку поняла, что это бессмысленно. К тому же она знала, что ей придется вернуться в этот кабинет во второй раз, чтобы получить результаты анализов и обсудить их. Необходимый рецепт девушка решила получить через интернет.
Похожие истории случаются периодически – бывает, врачи отказывают в выдаче рецептов на гормональные контрацептивы, ссылаясь на несоответствие такой практики собственным ценностям.
Еще большая проблема может возникнуть, если пациентка просит об аварийной контрацепции, то есть о таблетке, которую следует принять в течение 72 часов после контакта. К сожалению, такая таблетка до сих пор представляется в польском сознании как прерывающая беременность, в том время как ее роль в предотвращении зачатия, констатируют в Федерации по вопросам женщин и планирования семьи.
В случае отказа врача советуют обращаться за разъяснением в письменной форме – часто медики после этого передумывают и все-таки выписывают рецепт, так как понимают, что им не хватает правовых аргументов, подтверждающих их позицию.
Еще в 2015-м Конституционный суд определил, что врачи могут ссылаться на “оговорку о совести”, которая позволяет медику отказаться от прерывания беременности, если это идет вразрез с его убеждениям. То же касается и контрацепции.
Однако, отказывая, врач обязан назвать пациентке место, где помощь ей окажут – об этом говорят закон и врачебная этика: пациент не может быть предоставлен сам себе и лишен права на лечение. На практике же большинство пациенток в такой ситуации просто ищет другой кабинет.
Отметим, что, согласно международному отчету “Contraception Policy Atlas”, составленному организацией European Parliamentary Forum for Sexual & Reproductive Rights, Польша – страна с худшим доступом к контрацепции не только в Евросоюзе, а во всей Европе.
Все верно сделала