Три недели в варшавском парке Аркадия, части Музея в Неборуве и Аркадии, работает стадо овец породы вжосувка. Это возвращение к традиции 19-го века, когда эту породу ввела владелица имения Елена Радзивилл. Тогда овцы украсили романтический сад, гуляя с колокольчиками на шее. Сегодня животные без колокольчиков – они заботятся о садовой траве и радуют посетителей.
Вжосувка – это историческая порода овец, появившаяся в 19-м веке.
“Эти овцы характерны для таких парково-садовых пространств, поэтому мы решили воссоздать идею Елены Радзивилл, которая ввела таких овечек в аркадский сад”, – рассказывает Моника Антчак, куратор Музея в Неборуве и Аркадии.
“Наши овцы свободно бегают на выделенной территории и имеют две задачи, а то и три, – продолжает Антчак. – Во-первых, это наши экологичные косилки, которые элегантно обрезают траву. Во-вторых, они вписываются в философскую идею сентиментально-романтического сада конца 18-го – начала 19-го века. И в-третьих, они очень привлекательны”.
У овец есть свой вольер и место, где они могут спрятаться. Они находятся за ограждением также для того, чтобы не мешать туристическому движению и чтобы избежать встреч с собаками, которых посетители могут привести в парк.
Эффективность овец-вжосувек очень высокая. “Я думаю, что уже через три недели эта территория будет элегантно подстрижена, и овцы тоже будут видны, потому что пока их нужно высматривать в высокой траве. У нас только огромная просьба – не подкармливать овец. У них сбалансированная диета, еще им дополнительно дают специальный корм, поэтому мы просим ничего им через сетку не пихать”, – призывает Моника Антчак.
Овец на данный момент десять, но вскоре стадо станет больше. “Год назад в начале сезона к нам приехало десять овец, а уехало 16, – вспоминает куратор. – В этом году будет то же самое, потому что нам опекун стада сказал, что некоторые овцы окотились. Так что в районе каникул могут появиться маленькие, милые, удивительно сладкие овечки”.
Для справки: сад в Аркадии – единственный в своем роде сад в Центрально-Восточной Европе, который на 70% сохранился так, как его спроектировала основательница Елена Радзивилл.