Директор Музея Варшавского восстания Ян Олдаковский дал интервью, в котором высказался о войне в Украине, сравнив эти события с борьбой поляков против немецких оккупантов в 1944 году. Приводим самые яркие цитаты.

▫️ “Путин годами говорил и писал о Киеве пугающие слова. О том, что Украина — бастард Ленина и принадлежит Москве. Он хочет стереть Украину с карты мира так же, как Гитлер пытался стереть Польшу”.
▫️ “Как и в свое время в Варшаве, в Мариуполе ракеты летят в гражданские объекты. Обстреливают бомбоубежища и театр, обозначенный словом „Дети”. Мы имеем дело с концепцией геноцида. В районе Бучи солдаты повесили двух женщин на выбивалке, потому что их мужья воевали в полку “Азов”. То же самое происходило в Варшаве в 1944-м, ненависть к полякам не имела рационального обоснования. Гитлер ненавидел нас, потому что мы сопротивлялись”.
▫️ “Когда я вижу кадры с беспилотника, летящего над Мариуполем, мне вспоминаются кадры из “Города руин”, шестиминутного фильма о Варшаве во время восстания. Сходство полное, это города, которые наказали за то, что они защищались от захватчика”.
▫️ “Я боюсь, что экономика победит [и Запад договорится с Россией наперекор украинцам, а преступления будут забыты]. То же было и в Польской народной республике. С одной стороны, власти обвиняли Германию, с другой — запрещалось проводить исследования на тему резни на Воле”.
▫️ “Музей Варшавского восстания был инициатором создания Общественного комитета помощи украинским музеям. Во время войны в Варшаве действовали спецгруппы, которые уничтожали материальные свидетельства польской культуры. <…> Поэтому нужно сохранить коллекции, находящиеся в украинских музеях и художественных складах. А также провести их инвентаризацию на случай, если россияне войдут в Киев. Мы знаем, что солдаты Путина уничтожают все, что не соответствует видению Великой Руси”.
▫️ “Суть геноцида заключается в уничтожении целых кластеров памяти. Если расстреливать только мужчин, то женщины хранят о них память. Но когда убивают буквально всех, а потом грабят и сжигают их дома, то исчезает вся документация общественной жизни. Не удивлюсь, если россияне хотят того же”.