Переехав из Украины в Польшу из-за войны, беженка вместе с сыном стала кататься на варшавских трамваях – только этот вид транспорта спасал шестилетнего Степана от тоски по дому. Мальчик вчитывался в названия остановок и слушал лектора – так поездки помогли ему выучить польский. Историю опубликовала “Gazeta Wyborcza”.
В родном Запорожье Степан страстно любил трамваи и все, что с ними связано. Даже в детский сад отказывался ехать на машине – только на трамвае (хоть это и было не так удобно). На каждый праздник он ждал в подарок модели трамвайных вагонов или книжки, посвященные истории и видам трамваев.
В феврале 2022-го в Запорожье, как и во всю Украину, пришла война. “Мы упаковали всю жизнь в один рюкзак и выехали в Варшаву, – вспоминает мать Степана Даша Кусый. – Я, моя мама и Степан. Трамваи не поместились”.
Поначалу семье в Варшаве было непросто. Беженцы не знали, где искать работу, по-польски не говорили, а отец Степана остался в Запорожье. Даша рассказывает, что сын быстро нашел безопасное пространство, где мысли о доме и отце беспокоили его меньше. “Мы начали ездить на варшавских трамваях, – продолжает она. – Мы просто садились и ехали без цели, от конечной до конечной. Разными линиями, почти в каждую часть Варшавы, целый день”.
Мать смотрела в окно и изучала город, а Степан – присматривался к меняющимся названиям остановок и слушал голос лектора: “Biblioteka Narodowa”, “GUS”, “Nowowiejska”, “Koszykowa” и так далее. Сам Степан признается, что его любимая остановка – “Pl. Narutowicza”, потому что “там много трамваев и их легко менять”.
Дома Степан вслух повторял названия станций. “В собственном доме я чувствовала так, будто будто бы до сих пор не вышла из трамвая”, – иронизирует Даша.
Тем не менее, глядя на названия остановок и слушая объявления лектора, шестилетний Степан научился читать и писать по-польски. В достаточной мере, чтобы зачитывать бабушке и маме информацию, вывешенную на остановках или в магазинах. И он все время хотел кататься на трамвае.
“Автобусы и метро он тоже любит, но трамваи – сильнее всего. Особенно старинные”, – добавляет Даша. Вначале она опасалась передвигаться трамваями вслепую – если потеряться, то попросить о помощи по-польски не получится. Но сын спокойно смотрел на расписание маршрута, и семья попадала домой.
Спустя какое-то время Даша нашла работу, а Степан пошел в школу. Но по-прежнему почти каждая их свободная минута означает путешествие по Варшаве на трамвае.
Они скучают по Запорожью. Время от времени отец Степана передает ему посылки с моделями вагонов, с которыми мальчик играл до начала войны.