Владельцы биопаспортов жалуются на отказы во въезде и “допросы с пристрастием” во время пограничного контроля.
“В минувшие выходные я летала в Финляндию, в Хельсинки. Там меня отказывались пускать, причем в очень резкой форме. Они подозревали меня в том, что я потенциальная эмигрантка и останусь в ЕС, требовали кучу документов, смотрели деньги”, – рассказала киевлянка Екатерина Матвиенко.
По ее словам, она регулярно путешествует по биометрическому паспорту, в Европу по нему ездила уже восемь раз и такая история с ней произошла впервые.
“До этого даже толком не спрашивали ничего, сразу штамп о въезде ставили”, – делится путешественница.
Требуют наличку, а не карту
Такие случаи в последнее время – не редкость. Чаще стали отказывать на польской границе.
“В январе ехал по делам в Варшаву, планировал снять на месте квартиру, при себе была карточка, налички не больше 50 евро. Польский пограничник потребовал показать бронь отеля и наличные. 50 евро, говорит, недостаточно для поездки, это только на день. Я стал ругаться, ведь в Польше бывал уже не раз и проблем никогда не возникало. После долгих препираний мне таки поставили отказ”, – рассказал сотрудник львовской мебельной фирмы Владимир Федив.
Украинские пограничники подтверждают, что польские коллеги придирчивее стали относиться к украинцам.
“Через Польшу дальше в Европу едет много нелегальных заробитчан, руководство им приказало отсеивать подозрительных, на их взгляд, людей, чтобы не портить статистику. Причиной отказа может стать как отсутствие брони отели и наличных, так и если, по мнению пограничника, человек не смог подтвердить цели визита. Последнее – самая частая причина отказа. И доказывать что-то сложно – просто разворачивают и все”, – рассказал сотрудник Мостисского пограничного отряда на Львовщине.
Кстати, на польской границе в последнее время вообще стали строже относиться к украинцам. Там снова, как когда-то в 90-е, начали устраивать усиленные проверки – как автомобилистов, так и пассажиров поездов.
“Во-первых, польские пограничники таким образом демонстрируют свое отношение к украинцам, пытаясь создать информационный повод для СМИ, чтобы началась дискуссия на центральных платформах. Во-вторых, они сигнализируют своей власти о необходимости роста зарплат, социальных стандартов или еще каких-то требований, выполнение которых затягивается или отвергается. И это так называемые “итальянские забастовки”, когда сопротивление проявляется замедлением в проверках документов и личных досмотрах”, – объясняет Ирина Верещук, президент Центра Балто-Черноморских исследований.
Отказов стало больше, чем наполовину
Резкий рост числа отказов подтверждает и европейская статистика.
По опубликованным в конце февраля данным Европейского агентства границ и береговой охраны Frontex, Украина второй год подряд занимает первое место по количеству отказов во въезде в страны ЕС и Шенгена.
В 2018 году, по информации Frontex, количество отказов из-за нехватки документов иди денег возросло аж на 55% – 57 тысячи 593 отказа, что на 20 тысяч больше, чем в 2017 году.
Большинство отказов, примерно 53 тысяч, выдали на наземной польской границе. Из тех, кто летел в ЕС самолетом или плыл на корабле, не пустили 4 тысяч 500 человек.
Так, в прошлом году через украинско-польскую границу в Польшу въезжали 9,5 млн человек. По данным Frontex, отказ получал примерно один из двух сотен человек (около 0,5%).
В аэропортах не пускали гораздо реже – меньше одного отказа на тысячу, или 0,1%.
“Почему чаще всего разворачивают на польской наземной границе? Так сложилось, что там любят требовать показать наличку, а банковские карты не принимают в качестве подтверждения наличия финансовых средств, хотя по Шенгенскому кодексу ЕС это разрешено. Такая же ситуация на Кипре, кстати. Отказы часто необоснованные. Поэтому нужно заблаговременно взять справку из банка о наличии и движении средств на карте на английском языке. А еще лучше все же взять минимум 500 евро наличными (из расчета 50 евро в день, это сверх оплаченного жилья и обратных билетов)”, – рассказал Дмитрий Коробко, сотрудник львовского туристического агентства.
По данным Frontex, главные причины недопуска в ЕС – отсутствие документов, подтверждающих цель визита и условия пребывания (22 тысячи 700 отказов) и как раз-таки отсутствие достаточных средств к существованию (15 тысяч 600 отказов).
Больше заробитчан – больше отказов
В то же время немало украинцев продолжает ехать в Европу, в основном, конечно, не на “кофе в Вену”, а собирать урожай и строить дома в ту же Польшу. По статистике, ежегодно украинцев около 20 млн раз пересекают границы стран ЕС и Шенгена.
Часть экспертов связывают рост отказов с тем, что 2018-й стал первым полностью безвизовым годом. И путешественники, которым раньше просто отказывали в визе еще в консульстве, получают от ворот поворот уже на границе. Это одна из причин, почему резкое увеличение так очевидно (в 2016 году, до получения безвиза, в шенгенских визах отказали 3,2%, или 45 тысячам заявителям, еще 27 тысяч человек не пустили на границе даже с визами).
И все же одной из главных причин отказов во въезде в ЕС эксперты называют опасения европейцев получить волну нелегальных мигрантов. Тем более в прошлом году украинцев-нелегалов стало больше на 11%.
“Будут отправлять назад, как в Израиле”
Если эта тенденция продолжится, в Брюсселе могут задуматься над приостановкой безвиза.
В декабре минувшего года прозрачные намеки об отмене безвиза делала Еврокомиссия, которая в своем отчете укорила Украину за частые отказы во въезде в ЕС, контрабанду и недостаточную борьбу с коррупцией.
Особо серьезные претензии звучат по отказам во въезде. Только по этому параметру Украина приближается к критической точке, ведь рост этого показателя на 50% является формальным критерием, основываясь на котором Еврокомиссия или страна – член ЕС могут запустить механизм приостановления безвизовых режимов.
Впрочем, пока Брюссель, по мнению экспертов, повременит с таким наказанием для украинцев, и одна из причин – желание удержать Украину в своей сфере влияния.
“Запад не лишит Киев поддержки и безвиза, пока ему выгодно геополитическое противостояние с Российской Федерацией”, – полагает политолог Руслан Бортик.
Впрочем, это не исключает того, что попасть в Европу будет сложнее даже по безвизу.
“Отказов станет больше, если число нелегалов будет расти (а учитывая подорожание коммуналки и вообще всего в Украине при общем уровне бедности, скорее всего народ продолжит “валить”). С Израилем у Украины тоже безвиз, но оттуда высылают самолетами, по формулировке “не подтверждена цель визита”, даже если у человека есть деньги и документы. И причина та же – многие остаются работать нелегалами, хотя среди пострадавших немало обычных путешественников и паломников по святым местам. В любом случае последнее решение – за пограничником. Можно, конечно, подать на апелляцию, но это затратно и долго”, – говорит источник в дипломатических кругах.