В Варшаве выносят очередные приговоры по делам о сексуальном насилии в такси, во всех случаях обвиняемые – иностранцы, выходцы с Кавказа, прежде всего граждане Грузии (но есть и гражданин Азербайджана).
Gazeta Wyborcza попросила экспертов – аналитика Центра Восточных исследований Войчеха Гурецкого и журналистку Стасю Будзиш, специализирующуюся на Центрально-Восточной Европе, – объяснить, почему на скамье подсудимых оказываются граждане этих стран. Вот основные выводы.
По словам Гурецкого, в Грузии есть проблема с домашним насилием – в этом контексте граница допустимого очень расширена. В Грузии, как и в других странах юга бывшего СССР, сильным остается культ мачизма, вдобавок там есть убеждение, что европейки доступные и готовы к случайным сексуальным контактам – соответствующий образ жительниц Европы рисует и российская пропаганда.
В результате, набравшись стереотипов о Западе, иностранцы приезжают в Польшу и думают, что если с ними в такси молодая девушка, которая возвращается с вечеринки одна да еще и улыбается, то можно себе что-то позволить.
В Грузии девушки редко покидают вечеринки в одиночестве, в стране развит институт покровительства, подчеркивает Будзиш. В этой культуре за каждой женщиной должен стоять мужчина, который осуществляет над ней опеку, часто просто символическую. Это своего рода “пометка территории”. Такой уклад жизни все меньше характерен для Тбилиси, но по-прежнему силен в провинции.
Что касается культа мачизма, то с младенчества грузин воспитывается как принц: мать и тети всю жизнь твердят ему, что он самый замечательный и самый красивый, из-за раздутого эго ему сложно принять тот факт, что кто-то может не хотеть его, говорит Войчех Гурецкий.
Кроме того, лишь в 2019-м в грузинских законах появилось понятие сексуальных домогательств, до этого момента считалось, что такого явления не существует, оно было полностью безнаказанным, обращает внимание Стася Будзиш.
Напомним, недавно редакция The Warsaw цитировала юристку, которая ведет несколько дел о сексуальных преступлениях в такси в Варшаве. По ее словам, исполнители насилия обижаются, что им быстро назначают тюремные сроки и однозначно негативно оценивают их поведение.
Эксперты, с которыми беседовала Gazeta Wyborcza, полагают: так происходит потому, что подсудимые могут думать, мол, раз девушка ехала ночью в такси одна и была нетрезва, значит, сама виновата. Иностранцы прикладывают свои мерки к польским реалиям и не ожидают, что кто-то отреагирует иначе, чем в Грузии.