Многие эмигранты привозят в Польшу свои накопления — это могут быть крупные суммы наличными. Телеграм-канал Dzik Piс рассказал, что иностранцы дальше делают со своими деньгами в Польше.
Положила 15 тысяч долларов в РКО с комиссией 0,5%
— Прошлым летом перевозила через границу около 15 тыс. долларов наличными после продажи машины. Ехали с подругой, потому ничего не декларировала. Сразу по приезде положила деньги на счёт в PKO с комиссией около 0,5%. Но это всё равно было выгоднее, чем конвертировать в евро и отправлять через SWIFT (доллары SWIFT уже не отправлялись).
Я хранила всё в долларах и потом сильно пожалела: курс с того момента упал с 4,4 до 3,9 злотого, и я потеряла 4-6 тыс. злотых. А недавно, когда курс поднялся до 4 злотых, я сразу же перевела всё в злотые — теперь они лежат на обычном сберегательном счёте со ставкой в 1%.
10 тысяч в евро и долларах в РКО без комиссий
— Год назад мы привезли из Беларуси в конверте около 10 тыс. в евро и долларах на двоих, на границе никто ничем не интересовался. Пошли положить на счёт в банк PKO. Сотрудник банка попросил подтверждение, что деньги получены легально. Мы показали зачисления зарплаты в приложении с телефона. Но зарплата приходила в беларусских рублях, так что пришлось конвертировать в Google в злотые при нём. Этого хватило: нам открыли каждому по два дополнительных валютных счёта и положили на них все деньги поровну без комиссий. Потом сами привязали счета к мультивалютной карте Konto za zero, чтобы не платить за обслуживание.
115 тысяч долларов без комиссий в Santander
— Перевозил деньги частями с марта 2023 года, сначала 25 тыс. долларов, потом 90 тыс. долларов. Всё декларировал, документы об их происхождении были при мне, переведённые на польский и заверенные нотариально. На беларусской стороне всё пересчитывали и проверяли более часа.
В Польше удалось сразу в РКО положить 20 тыс. долларов, потом начали отказывать — и раз в месяц я мог положить не более 5 тыс. долларов. По моим наблюдениям, всё зависит от кассира: типичная полька лет 55 непременно прочитает лекцию о том, что я неизвестно откуда эти грязные деньги привёз и теперь хочу всунуть их в чистоплотную банковскую систему Польши. Меня отправляли не менее 12 раз за разными справками и документами (причём нотариальные переводы, сделанные в Беларуси, здесь не имеют силы). В итоге, когда я собрал папку документов всех видов, мне всё равно отказали.
Решил не иметь больше дела с РКО и положил всё в Santander: там после проверки документов и небольшого собеседования согласились принять сумму до 100 тыс. долларов без комиссий. Объяснили, что иначе у них на программном уровне автоматически блокируется счёт, а потом идёт долгое расследование службы безопасности.
У меня ещё тогда спросили: «Вы приехали три месяца назад, а что делали ваши деньги всё это время?». Сказал, что отдыхали в шкафу, пока мне сношали мозг в РКО.
6 тысяч долларов проели, остальные 16 тысяч — под матрасом
— Мы приехали в конце 2021 года, с собой везли 10 тыс. долларов накоплений, остальные 12 тыс. привезли родственники и друзья за пару раз. За время, пока обустраивали жизнь, проели около 6 тыс. заначки — всё это время она просто лежала под матрасом.
Спокойно пожили в Польше мы только месяц, потом началась война и санкции для беларусов. В общем, решили не класть деньги в банк: вдруг заблокируют или завтра и из Польши придётся «вып***олять».
Даже когда курс доллара был 5 злотых, мы ничего с деньгами не делали — просто не понимали, чего ждать дальше от этого злотого. А как решили, что всё же безопаснее будет в банке хранить эту валюту, так Польша ввела комиссии. В общем, храним деньги и дальше под матрасом: больше их не становится, а на первый взнос за квартиру не хватает.
100 тысяч долларов в Santander без комиссий, а дважды по 15 тысяч евро — и без подтверждения дохода
Провозил 100 тыс. долларов от продажи квартиры в начале этого года, всё задекларировал. Потом без проблем положил на счёт в Santander без комиссий. Но у меня побыт сталы, и подтверждение дохода было. Месяца три назад клал на счёт 15 тыс. евро, через месяц — ещё столько же. Без комиссий и подтверждений дохода, мне так сами сотрудники банка посоветовали.
100 тысяч долларов без комиссии в Santander
— Весной прошлого года перевозил около 100 тыс. долларов за три поездки. Всё декларировал на обеих границах. В PKO и Santander могли принять без подтверждения только 15 тыс. долларов.
Чтобы подтвердить происхождение средств, мне пришлось предоставить справки о доходах и выписку из беларусского банка о поступлении средств (оригиналы взял перед отъездом, потом сделал присяжные переводы на польский за 700 злотых). Когда принёс все документы, деньги без комиссии зачислили на счёт.
У меня ещё попросили подтвердить покупку долларов за беларусские рубли, так как доходы были в рублях. Но это сотни транзакций в банках и обменниках — собрать все выписки нереально. Сотрудник в итоге согласился, что это лишнее.
Если бы я знал, что потом будет с курсом злотого, лучше бы обменял всё на злотые. Теперь накопления делаю только в злотых и ничего не перевожу в валюту.
8 тысяч долларов в коробочке, потому что нет доверия к банковской системе
— У меня на чёрный день (войну, болезнь, внезапное увольнение) есть около 8 тыс. долларов наличными. Когда уезжала из Беларуси в Грузию в 2021 году, взяла их с собой. Держала в коробочке, даже когда открыла банковский счёт в банке Грузии, была наслышана про внезапные закрытия счетов иностранцам.
Потом поехала в Беларусь оформить визу РВН и взяла баксы с собой: обратно в Грузию могут не пустить (бывало такое), так что возила с собой все свои вещи. Помню, на выходе из минского аэропорта мне навстречу выпрыгнул пограничник: «Сколько денег с собой везёте? Не знаете точно? Сейчас посчитаем!» И реально до последней бумажки всё посчитал и даже расстроился, что я прошла по зелёному коридору с суммой меньше 10 тыс. долларов.
Потом поехала в Польшу всё с теми же деньгами, затем с ними же в Грузию, завершить свои дела там. Потом обратно в Польшу. И никто ничего не спрашивал.
Сейчас деньги по-прежнему лежат в коробочке, потому что время неспокойное.
Из 100 тысяч долларов половину положили в PKO и Santander, половину не успели
— Год назад мы ввозили с собой 100 тыс. долларов после продажи квартиры, всё задекларировали и собирались положить в 2-3 разных банка. Комиссии за это ещё не было, просили только подтверждение происхождения средств.
После мы перевели и нотариально заверили договор продажи квартиры, пришли в банк Santander, всё обсудили с консультантом, он сделал копии и сказал ждать пару дней, пока они рассмотрят доки. В итоге нам отказали, потому что «в договоре прописана выплаченная сумма в беларусских рублях, а не в долларах, значит, этот договор не подтверждает происхождение суммы в долларах» (слово «эквивалент» в договоре не стало для них аргументом).
В итоге мы клали на счёт суммы до 10 тыс. долларов в месяц в разных отделениях банков PKO и Santander. В одном из филиалов PKO нам однажды прямо сказали, что принять деньги не могут, но это можно сделать в соседнем отделении. Так и переводили по 10 тыс. долларов пять месяцев, пока не ввели комиссию. Оставшаяся часть в итоге осталась лежать в наличке.
80 тысяч долларов положили на счёт без комиссии, а потом купили квартиру по выгодному курсу
— В прошлом году мы с девушкой привезли 80 тыс. долларов от продажи квартиры, декларировали в обоих погранпунктах. Потом всё положили на счёт в РКО без комиссии. Правда, по совету консультанта клали по 10 тыс. долларов в разных отделениях банка — она сказала, что работники боятся брать больше. В одном из отделений дали подписать анкету, где нужно было указать, откуда деньги (написал, что от продажи недвижимости). У меня была куча документов, в том числе с присяжными переводами, но их не спрашивали.
На эти деньги купили почти сразу квартиру площадью 50 квадратов в Познани. Тогда число сделок падало, а курс доллара был около 4,5 — мы обменяли всё в интернет-банкинге. Квартира обошлась нам в 325 тыс. злотых, хотя через год она стоила уже 520 тыс.
Потом мы ещё дважды ездили в Минск, чтобы продать авто и технику, и полученные 8,5 тыс. долларов везли уже без декларации. Кстати, все деньги и квартира — мои, с девушкой мы не в браке.