Верховный суд рассматривает кассацию на наказание в виде тюремного заключения для инженера из Варшавы, осужденного за выращивание и хранение марихуаны для личного использования. Это связано с новшеством в “антинаркотическом” законе. Вскоре таких дел может быть тысячи.
Кароль Шуберт был задержан в 2019 году. Он страдает от болей в спине и хотел получить рецепт на медицинскую марихуану. Это было сложно, поэтому мужчина решил вырастить ее самостоятельно, зная при этом, что в Польше можно легально иметь шишки с концентрацией в них ТКГ не более чем 0,2% (это очень низкий уровень содержания).

В 2019-м инженер поссорился с женой, та на эмоциях позвонила в полицию и сообщила, что в доме у ее мужа есть наркотики. Позже она отказалась от своих слов, но было поздно — сотрудники нашли в доме 20 граммов шишек, увидели, что там разводят коноплю, и задержали Шуберта, его супругу и брата. Братья провели за решеткой полгода.
Экспертиза сделала вывод, что найденные у инженера растения юридически следует считать наркотиками, однако в документах точная концентрация ТКГ указана не была — там написали лишь, что содержание ТКГ “превышает допустимое значение 0,2%”.
Осенью 2020-го Шуберта приговорили к двум годам и трем месяцам лишения свободы. Прежде чем осужденный оказался в тюрьме, в Польше вступил в силу закон, который откорректировал определение конопли, из которой невозможно произвести запрещенных веществ, — допустимая концентрация ТКГ повысилась с 0,2% до 0,3%.
По словам адвоката Шуберта Стелиоса Алевраса, на фоне этих инноваций в законе действие, совершенное его подзащитным, больше не расценивается как преступление. Адвокат подал в Верховный суд кассацию на приговор, а сам Кароль Шуберт ходатайствовал о приостановлении исполнения наказания до рассмотрения жалобы. В качестве обоснования он привел то самое изменение законодательства. Суд удовлетворил ходатайство, благодаря чему Шуберт находится на свободе.
По мнению Алевраса, дело Шуберта может быть прецедентом: многие люди, осужденные за хранение или выращивание марихуаны, смогут потребовать признания их приговора недействительным вследствие декриминализации деяния, за которое этот приговор был вынесен. Для этого осужденный должен будет запросить материалы своего дела и посмотреть, определили ли эксперты точную концентрацию ТГК или просто написали, что она “выше 0,2%”. Правда, все это не относится к дилерам, поскольку сбыт наркотиков — другая статья.
Теперь все зависит от Верховного суда, решения которого влияют на юриспруденцию в других судах.