“Да, я много зарабатываю, но если бы я мог, то делал бы что-нибудь более удовлетворяющее. Даже за меньшие деньги”, – это ответ, который издание “Gazeta Wyborcza” в разных версиях получило от айтишников, когда спросило их о том, чем они на самом деле хотели бы заниматься.
Артур больше всего хотел бы работать в университете и заниматься международным правом. Несмотря на то, что сейчас он ценный специалист по кибербезопасности и получает в десять раз больше, чем мог бы в польском университете. Он говорит, что живет “неплохо”, но все равно “немного жалеет”.
Свою работу Артур называет “хорошо оплачиваемой и абсолютно скучной”: “Я знаю, что “кибербезопасность” звучит секси, но моя работа заключается в том, что я восемь часов смотрю в строки кода и пытаюсь найти ошибку”. Поэтому, если бы он мог, то занялся бы чем-то менее оплачиваемым, но с большим смыслом.
Янек начал получать докторскую степень по теоретической математике в Гданьском университете, параллельно стал программировать, чтобы зарабатывать на жизнь, и так попал в корпорацию, где быстро продвинулся по карьерной лестнице. Уже после получения степени у Янека родился ребенок. Тогда мужчина решил, что деньги сейчас важнее, чем престиж работы в академии. С тех пор прошло десять лет, но Янек все еще задается вопросом: “Что было бы, если бы?..”.
“Если бы тогда мое материальное положение было лучше, я бы никогда не отказался от научной работы, – утверждает он. – Если бы я мог зарабатывать меньше, но более “интеллектуально стимулирующим” образом, я бы согласился”.
Каролина училась на архитектуре и думала о проектировании. После учебы взяла вместе с мужем кредит на жилье, у пары родился ребенок, а потом пришла пандемия. Вся эта ситуация вынудила женщину менять сферу деятельности – на UX-дизайн. Поначалу новая работа – удаленная, не обремененная большой ответственностью – ей нравилась, но, когда материальное положение семьи выровнялось, Каролина начала сожалеть.
“Сегодня я не знаю, был ли это хороший выбор. Может, я могла бы еще несколько лет поработать младшим архитектором, и в конце концов это окупилось бы?” – задается вопросом она.
Янек, программист из Познани, мечтал быть журналистом, сотрудничал с редакциями, но быстро понял, что в этой отрасли много не заработаешь. Тогда он подался в IT – там он меньше семи лет, но этого достаточно, чтобы зарабатывать 21 тысячу злотых брутто в этом отношении превзойти многих друзей по учебе. Однако сегодня Янек задумается над тем, чтобы вернуться к написанию текстов:
“Может, я взял бы на себя неполный рабочий день. А может, буду писать в нерабочее время? Или даже в рабочее, потому что, как известно, я не переутомляюсь. Хотя правда в том, что у меня больше нет мотивации”.